Кинофантастика в современном понимании — сравнительно недавно возникший жанр кино, хотя если рассматривать его в более широком понимании, то к фантастическому жанру можно отнести и фильмы ужасов, ведь фантастику отличает очень высокая условность происходящего на экране, то есть неправдоподобность явлений, по сравнению с реальной жизнью.
Естественно, никто никогда не видел «маленьких зеленых человечков» (хотя и пытались доказать обратное), и вряд ли кто-то действительно вызывал Дьявола у себя в комнате при использовании подручных средств и горсти кладбищенской земли.
Однако человеку свойственна фантазия и воображение, что отличает нас от животных (кстати, еще одна тема для фантастических фильмов — показать мир с точки зрения разумного животного, которое, как выясняется, и мыслит, и мечтает и переживает, подобно человеку).
Поэтому размышления о том «как могло бы быть, если бы…» никогда не оставляли в покое человечество, и если сначала появлялись фантастические и мистические литературные произведения, которые составляют огромный культурный пласт, то вслед за ними, когда стала возможной визуализация этих воображаемых событий, появилась и кинофантастика. Практически неисчерпаемы и пессимистические и оптимистические прогнозы и предположения кинематографистов по самым различным поводам.
Тематика этого жанра поистине огромна, ведь любую основу хочется иногда поколебать. Сюжеты в фантастике самые разнообразные, но наиболее часто используемыми являются:
- инопланетные вторжения на Землю
- космические путешествия
- люди, обладающие сверхъестественными способностями и спасающие всех, кто нуждается в этом
- пресловутые думающие звери
- волшебные замки, осаждаемые огнедышащими драконами и зловредными троллями
- потенциальные последствия техногенных и природных катастроф
- перемещения во времени
В 90-е годы с развитием спецэффектов, стало возможным весьма убедительно показывать невероятность происходящих на экране событий. Это ознаменовалось появлением таких кинолент как «Терминатор 2» (для 1991 года спецэффект с «жидким роботом» был просто уникален), «Пятый элемент», «Люди в черном».
Кстати, два последних фильма были выпущены в 1997 году, каждый из них стал знаковым, потому что именно с этого момента фантастика вышла на качественно иной уровень — возможность использования великолепных спецэффектов позволила сосредоточится не только на том, чтобы произвести впечатление на зрителя всевозможными трюками, но и поставить на первый план не только их, но и саму композицию фильма, и игру актеров.
В то же время, в 90-е годы появляются суперэкранизации комиксов о Бэтмене. Волнует также тема пришельцев из иных миров, которые производят скрытую интервенцию на Земле, и постепенно проникают в сознание и тела землян -это дало публике фильм «Факультет», «Особь», а немного ранее был снят фильм «Чужой», являющийся каноническим для подобного вида фантастики.
С другой стороны, фантастика необязательно характеризуется волнующими сценами межпланетных взрывов и чужеродными образами пришельцев — ведь предполагаемые события могут носить также и локальный, внутренний характер для какого-то одного человека.
Очень показателен в этом смысле фильм «День сурка», который носит с одной стороны, название комедии, а с другой стороны, все же заставляет задуматься о миссии каждого живущего. Это необязательно какой-то героический поступок для всего человечества, иногда бывает достаточно совершить свой маленький подвиг для самого себя и окружающих тебя людей -герою Билла Мюррея была дана такая возможность, и он ею воспользовался, когда осознал, что если живешь не напрягаясь и плывя по течению, то для тебя всегда будет День сурка, и неважно, что каждый день на календаре будет новое число.
В целом, жанр фантастики, это как правило синтез различных видов киноискусства, однако его позволяют выделить отдельные специфические черты, такие как максимальная неправдоподобность происходящего на экране, независимо от того, в каком ключе рассказана история — комическом, трагическом или же философски-отстраненном.
Добавить комментарий