Массовому зрителю трудно понять, по каким соображениям этот фильм Геннадия Полоки почти двадцать лет не выпускался на экран.
Зритель, более осведомленный в обстоятельствах закулисного бытия нашей киноиндустрии, обнаружит, пожалуй, кое-какие причины столь длительной задержки, хотя тоже не без труда. Так или иначе, двадцатилетнее отсутствие на экране воспринимается ныне как некая дополнительная реклама картине и, к счастью, не сообщает ей, казалось бы, неизбежного привкуса архивной пыли. Даже наоборот отчасти: молодость популярных актеров, самых популярных из которых, увы, уже нет в живых, придает ленте свежее дыхание дебюта, пробы, эксперимента.
Этот же дух откровенно заявлен и основным режиссерским приемом фильма — перед нами как бы не чистое кино, с его неизбежной даже для романтических мастеров приверженностью к натуре, а нечто вроде театра, огромного балагана, со всеми его парадоксами и условностями. Эта кинолента снята в откровенно картонных декорациях, призванных одновременно обозначать и шикарную меблировку особняка, принадлежащего одесской банкирше мадам Ксидиас, и торжественный зал городской думы, где разместилось союзное командование, и тесноту казармы, и приятный уют полу приличного кабачка «Взятие Дарданелл».
Честно говоря, в наши дни этот прием откровенной театрализации, балагана, буффонады, брехтовского «отчуждения», когда актер как бы подмигивает зрителю: не принимай, мол, всерьез моей маски, — не кажется столь уж творчески необходимым. Однако двадцать лет назад режиссеру, видимо, представлялась невозможной реалистическая интерпретация знаменитой пьесы.
А пьеса Льва Славина и впрямь знаменита, несмотря на то, что ставилась не так уж часто. Автора ее принято считать как бы младшим в плеяде великолепных его друзей-земляков: Бабеля, Олеши, Катаева, Ильфа и Петрова.
Тот же блестящий юмор, та же отточенность формы, та же слегка подернутая иронией романтичность, те же классические в своей анекдотичности фигуры одесских негоциантов, идейных налетчиков, философствующих аптекарей…
В этом смысле фильм продолжает традицию лучших постановок «Интервенции». Какое соцветие имен! Мадам Ксидиас, торговка с Привоза, разбогатевшая до размаха главы банкирского дома, вульгарная, чувственная, заносчивая — Ольга Аросева! Ее сын Женя, гимназист, начитавшийся прокламаций и порнографической литературы, то Демуленом себя воображающий, то Печориным, то роковым завсегдатаем казино, а в итоге оказавшийся мелким провокатором и доносчиком — Валерий Золотухин! Филипп, «свободный анархист», иными словами, бандит, родной брат литературного Бени Крика и реального Мишки Ягюнчика — Ефим Копелян!
В спектаклях и фильмах такого рода всегда есть опасность, что персонажи положительные, истинные герои драматической прекрасной эпохи, окажутся однозначнее и бледнее романтических гангстеров и подражающих Наполеону недоучившихся гимназистов. Не потому ли на роль бесстрашного большевика, неуловимого подпольщика Мишеля Воронова, раскрывшего глаза французским солдатам и матросам на то, что происходит в России, режиссер пригласил артиста, уже в те годы овеянного легендой независимости и вольномыслия. На нынешней афише «Интервенции» его имя пишется большими буквами. «В главной роли — Владимир Высоцкий!»
Он достоин в фильме своих уже тогда очень знаменитых партнеров — Ефима Копеляна, Юрия Толубеева, Сергея Юрского… Он точен, мужествен, прост. И в то же время романтичен в соответствии со всей стилистикой произносимого текста, с атмосферой происходящих событий, с молодым азартом великой революции. Высоцкому одинаково идет и каскетка зуава, и конфедератка польского улана, и бескозырка с помпоном французского комендора с линкора «Мирабо», и посконная рубаха портового босяка, в которой его поведут на расстрел.
В тот год, когда снималась «Интервенция», жанр рок-оперы, подобной, скажем, «Юноне» и «Авось», еще не сложился в нашем искусстве. Тем не менее последняя сцена Воронова и Жанны, решенная в тональности написанной и спетой Высоцким баллады, словно бы предвосхищает многие нашумевшие впоследствии спектакли.
Видео: фильм «Интервенция» — смотреть онлайн в хорошем качестве
Добавить комментарий