«Список Шиндлера» стал классикой мирового кинематографа. Но так ли много мы знаем о нем? Кто разрабатывал фильм? И какие трудности съемочной группе пришлось пережить, прежде чем завершить проект?
Содержание
Оскар Шиндлер — человек, спасший около 1200 евреев во времена Второй Мировой.
Сперва он был немецким разведчиком и промышленником. Но в 1942 году герой увидел Краковское гетто в действии и осознал, что в действительности из себя представляет режим Гитлера, и какую роль он сам сыграл в нацистских преступлениях.
Тогда он сменил свою позицию на диаметрально противоположную. Оскар выбил возможность принимать евреев на свою фабрику в качестве рабочих из концлагеря Плашов.
Вокруг персоны Шиндлера до сих пор кружится много слухов и домыслов: для одного он — жесткий делец, что сколотил состояние на рабском труде «спасенных» людей, а для другого — наоборот — великий гуманист, что ради приговоренных к смерти евреев ходил по лезвию ножа.
Его история стала основой книги «Ковчег Шиндлера», а позже и основой фильма «Список Шиндлера».
О фильме
«Список Шиндлера» — это историческая драма, выпущенная в 1993 году из под пера режиссера Стивена Спилберга.
Картина четко иллюстрирует деятельность Оскара Шиндлера во времена Холокоста, разыгравшегося в Польше.
Сюжет разворачивается в 1939 году в Кракове, куда приезжает главный герой, чтобы открыть свое производственное предприятие. Там он ловко завоевывает доверие высших чинов немецкой армии и получает необходимые разрешения для эксплуатации еврейского труда. Ведь это было бы особенно полезно — платить то евреям совсем не обязательно.
Таким образом, Оскар Шиндлер показывается, как исключительно корыстный человек, но что-то в нем меняется, когда концлагерь Плашов собираются закрыть, а евреев, проживающих в нем, отправить в Освенцим на казнь.
Создание ленты
Идея
Когда была издана книга «Ковчег Шиндлера», ее рецензия попала в руки Стивену Спилбергу. Заявленный сюжет вызвал интерес у режиссера и Universal купила права на экранизацию.
Но Спилберг сомневался, готов ли он взяться за фильм о Холокосте.
В 1983 году, когда его спросили о выходе картины, тот сказал, что приступит к съемкам только через 10 лет.
Стивен даже предпринимал попытки передать проект другим режиссерам, однако все претенденты (среди которых был и Мартин Скорсезе) отказались.
Так «Список Шиндлера» продолжил «висеть» над Спилбергом. Вернулся режиссер к нему только в 1991 году.
Сценарий
Первую версию сценария написал австралийский писатель, драматург и документалист — Томас Кенилли. Однако она не подошла видению Спилберга из-за своей объемности и разбросанности.
Затем за сценарий взялся Курт Людтке, получивший «Оскара» за сценарий фильма «Из Африки». Однако у него не получилось в полной мере отразить метаморфозы характера Оскара Шиндлера.
Позже режиссер нанял Стивена Зеллиана, что ранее писал сценарий для фильма «Пробуждение».
Зеллиан написал двухчасовой, а после и трехчасовой сценарий. В последнем он постарался передать практически все события книги, касающиеся самого Шиндлера, досконально показать, что героя привело к изменению мировоззрения.
В итоге по просьбе Спилберга текст был расширен, так как для лучшей и, главное, плавной демонстрации перерождения личности Шиндлера было необходимо больше экранного времени, нежели изначально запланированные два часа.
Был расширен и фрагмент, где была освещена ликвидация Краковского гетто. Спилберг постарался сделать этот эпизод максимально жутким и даже невыносимым для зрителей.
Подбор актеров и их общий состав в «Списке Шиндлера»
На роль Оскара Шиндлера претендовало несколько голливудских звезд, но Спилберг посчитал, что такого героя должен сыграть актер не слишком известный, чтобы его популярность не мешала зрителям воспринимать фильм трезво, без фокусировки на достижениях актера и его прошлых амплуа.
Тогда роль получил Лиам Нисон — ирландский актер, на тот момент известный по картине «Человек тьмы».
«Краковского палача» Амона Гёта сыграл англичанин Рейф Файнс, что играл в британской картине «Грозовой перевал» (1992).
Спилберг планировал сделать из Гёта этакое привлекательное зло с оттенком байронического страдания. Рейф Фанс, по мнению Стивена, идеально подходил для роли такого негодяя.
Роль третьего ключевого персонажа — еврея-бухгалтера Штерна — исполнил британский актер индийского происхождения Бен Кингсли, игравший в фильме «Ганди», который в погоне за «Оскаром» 1983 года обошел «Инопланентнина» Спилберга, когда тот был почти уверен в победе.
Среди них Кэролайн Гудолл («Лучшее во мне», 2014), Джонатан Сегал («Горячая жевательная резинка», 1978), Эмбет Дэвидц («Паранойя», 2013), Марк Иванир («Прощальный квартет», 2012), Эзра Даган («Охота на слонов» 2013), Анджей Северин («Точная копия», 2004), Этель Шиц («Волынь», 2016), Павел Делонг («Источник», 2016) и Беатриче Макола («Голод и жажда», 1999).
В общей сложности в «Списке Шиндлера» было 126 ролей с репликами и еще тысячи ролей без.
Съемки: трудности погружения в мир Холокоста и конфликты с местными
Снимали фильм в Польше в 1993 году с марта по середину июня.
Часто работа велась на «натуре», в том числе и в окрестностях фабрики Оскара Шиндлера.
При этом, не обошлось без конфликтов с местными.
Поляки часто рассказывали съемочной группе, как они были счастливы, когда немцы «очистили улицы» от евреев, изображали свастику у мест съемок, да и вовсе Бен Кингсли едва не ввязался в драку со старым немцем, что оскорбил актера-еврея Майкла Шнайдера.
На Стивена Спилберга произвел сильное впечатление документальный фильм «Шоа». Именно он вдохновил его на съемки «Списка Шиндлера» в духе документального кино. Ради этого режиссеру пришлось отказаться от большей части излюбленных операторских приемов и снять на ручную камеру 40% эпизодов.
Такой эффект должен был передать зрителю ощущение реальности и неэстетичности происходящего. Этой же цели послужила и черно-белая пленка.
Исключение он сделал лишь для девочки в красном пальто, что символично появлялась в эпизодах уничтожения гетто.
Погружение во времена Холокоста далось Спилбергу тяжело.
При съемке особо невыносимых для него сцен он попросту отсутствовал.
Чтобы поддерживать свой «боевой» настрой, Стивен арендовал дом в пригороде Кракова, чтобы семья могла жить вместе с ним.
Также он веселил себя просмотром ситкомов и частыми звонками Робину Уильямсу, что смешил режиссера по телефону.
В итоге, премьера фильма «Список Шиндлера» состоялась 30 ноября 1993 года, причем с большим успехом.
Но Спилберг не стал брать гонорар, так как посчитал эти деньги «кровавыми». На собранные средства он создал «Фонд Шоа» («Шоа» — значит «катастрофа» на иврите), который занимается сохранением всех документов и свидетельств о жертвах геноцида.
Саундтрек
Джон Уильямс является постоянным композитором Спилберга. Но работать над «Списком Шиндлера» сперва не захотел, посчитав, что для данной картины требуется некто более талантливый, но режиссеру все же удалось убедить его.
Основной саундтрек фильма исполнил Ицхак Перлман.
Дубляж
Из-за большого количество персонажей для озвучки, работа затянулась на четыре месяца.
Еще одной сложностью стала слабая совместимость американской и советской звукозаписывающей аппаратуры.
Итоговый дубляж произвел впечатление на Спилберга. Настолько, что тот даже написал письмо с благодарностью за высокое качество выполненной работы.
Создатели
В роли режиссера выступил Стивен Спилберг, известный по фильмам «Мюнхен» (2005) и «Линкольн» (2012).
Работу над сценарием вели Стивен Зеллиан («Гангстер», 2007) и Томас Кенилли («Серебряный город»,1984).
Продюсировали фильм Бранко Лустиг, Джералд Р. Молен, Стивен Спилберг и др.
Януш Камински отвечал за операторскую работу.
А Джон Уильямс выступил в роли композитора.
Рейтинги награды
Фильм вошел в десятку лучших американских фильмов по версии Американского института киноискусства, а также завоевал множество премий сразу в нескольких номинациях. Среди них Премия «Оскар», BAFTA, «Золотой глобус», «Грэмми» и «National Board of Review».
Картина пользуется славой и по сей день, заслуживая высокие оценки зрителей.
Так на платформе «Кинопоиск» картину оценили на 8.817, а на сайте IMDb — на 8.90.
Бюджет и сборы
Бюджет фильма составил 22 миллиона долларов, что сделало его самым дорогим черно-белым проектом на 2009 год.
Общие сборы составили 321 миллион долларов. Благодаря этому «Список Шиндлера» является еще и самым кассовым чёрно-белым кино на 2007 год.
Добавить комментарий