Нас не ожидает новая экранизация чеховской «Чайки», но фильм режиссера Константина Худякова по сценарию одного из виднейших наших кинодраматургов Анатолия Гребнева «Успех» все же имеет непосредственное отношение к драматургическому шедевру Антона Павловича Чехова, к этому символу новой театральной эпохи и мировой славы русской сцены.
Мы любим театр и, придя в него, усевшись в уютные кресла и развернув программки, вовсе не склонны размышлять о том, как создавался спектакль, чего он стоил актерам, режиссеру, какие нервные и физические затраты, драмы и победы, разочарования и творческие муки сопровождали процесс появления спектакля на свет.
Хотя некоторые из нас не прочь посудачить о «богемной» жизни актеров и даже, чего греха таить, передать по «испорченному телефону» слушок о волнующих подробностях из личной жизни театральной знаменитости.
Пригласив кинозрителей за кулисы и в кулуары провинциального театра, куда приехал из Москвы молодой, подающий надежды режиссер Геннадий Фетисов, чтобы поставить «Чайку», авторы «Успеха» бесконечно далеки от намерения потрафить пошленькому обывательскому интересу к околотеатральным делам.
Нам предложено познакомиться с «производственным» процессом создания спектакля и оценить всю уникальность его, всю безмерную сложность и драматизм человеческих взаимоотношений и творческих коллизий, неизбежно возникающих на пути к премьере.
В конкретной ситуации фильма на этом пути погиб хороший человек, актер, который репетировал роль Тригорина. Не в автомобильной катастрофе, не ножом убийцы сраженный. Его убило решение режиссера поручить роль Тригорина другому актеру. Роль, к которой, может быть, шел всю жизнь.
Как скор и беспощаден мог бы быть наш зрительский суд над этим молодым, предприимчивым, самоуверенным и, в то же время, хитро действующим режиссером, который к одному — с кнутом, к другому — с пряником, и так и сеет вокруг себя драмы и трагедии.
Но тем зрителям, которые скоры на «расправу» с неидеальными героями, лучше пойти на другой фильм.
Драматургических персонажей Анатолия Гребнева на плохих и хороших не рассортируешь, не навесишь на них ярлыки и не подгонишь под стереотипы. Герои «Июльского дождя», «Старых стен», «Частной жизни» или «Времени желаний» не заслужили безапелляционных вердиктов «виновен!», «не виновен!» еще и потому, что сложное духовное наполнение привнесли в гребневские образы такие актеры, как Людмила Гурченко, Михаил Ульянов, Ия Саввина, Анатолий Папанов, ведомые крупными мастерами режиссуры Марленом Хуциевым, Виктором Трегубовичем, Юлием Райзманом.
Режиссера Фетисова играет Леонид Филатов. Это имя тоже вполне достаточная гарантия от «черно-белых», лобовых решений. В ансамбле с великолепной, как всегда, Алисой Фрейндлих, трагикомическим Львом Дуровым, неожиданно драматичной Ларисой Удовиченко и точным по психологическому рисунку Александром Збруевым, Леонид Филатов глубоко и веско высказался на тему «личность и творчество», «талант и нравственность», «цель, средства и совесть».
Как интересно следить за продвижением Леонида Филатова к высотам мастерства! Начав с эксплуатации своей актерской фактурности (а этого не отнимешь!), он вырос в актера-аналитика, тонкого психолога, исследующего мотивы поступков, тонкие душевные движения своих персонажей.
Сравните: режиссер в фильме И. Анербаха «Голос», недавняя совсем работа Филатова, — и теперь человек этой же профессии в «Успехе». Как много новых нюансов найдено, как усложнился тип характера, обогатилась пластика…
Драматургия Гребнева не любит жирных точек в конце повествования. Помните ульяновского Абрикосова, завязывающего галстук перед зеркалом в финале «Частной жизни»? Что он решил, как будет жить дальше?
Что решил Фетисов, шагавший по вокзальному перрону вдоль поезда на Москву, когда вдруг оглянулся и увидел глаза актеров, провожавших его, глаза, полные тоски, боли, разочарования и надежды…
Что он решил?
Видео: фильм «Успех» — смотреть онлайн на YouTube
Добавить комментарий