Поговорим о счастье…
Вы знаете, что это такое? И я не знаю. И авторы новой мосфильмовской ленты «Расставания» кинодраматург Эдуард Володарский и режиссер Гавриил Ёгиазаров, судя по тому, что я увидел на экране, тоже не претендуют на абсолютное знание этого «предмета».
Что, как не страстное желание быть счастливой, бросило в безрассудную гонку по ночным улицам героиню фильма Динары Асановой «Милый, дорогой, любимый, единственный…», о котором уже шла у нас речь?
Разве не поиски счастья в творческом совершенстве в обретении художественной правды руководили поступками и чувствами Геннадия Фетисова, центрального персонажа «Успеха», еще одной ленты февральского репертуара?
То же стремление, явное или подсознательное, обнаружим мы и в поступках сотен известных, любимых, спорных, прекрасных или отвратительных героев, встречающихся нам на страницах книг, на кино- и телеэкранах, на театральных сценах.
А Роберт Голдаев, главный герой «Расставаний»? Он тоже, как и все люди, хочет быть счастливым. Разве он это право не заслужил? Кто упрекнет, что юнцом ушел из дому, бросив мать и невесту,— не воровать же уходил, в конце концов, а вкалывать и мир повидать. Что с того, что в бесконечных скитаниях своих многих женщин за эти годы (а ему за сорок) он предал и бросил, — ведь ни одной в любви не признавался и никаких клятв на будущее не давал.
Шофер он, Роберт Голдаев, или Роба, как называют его знакомые. Годы жизни летели, словно километры сибирских, уральских и разных прочих дорог, по которым колесили ведомые им грузовики.
В этом? Любопытное совпадение (впрочем, совпадение ли?): совсем недавно в фильме Анатолия Бобровского «Трое на шоссе» Армен Джигарханян играл Карцева, человека этой же профессии — шофера на грузовых перевозках. Гавриил Егиазаров, режиссер опытный, тщательный и вдумчивый, наверняка познакомился с этой предыдущей работой актера и не мог не предвидеть переклички характеров, точек соприкосновения судеб двух экранных героев. И все же совпадение это — лишь по внешним признакам, по отдельным контурам. А по существу — Карцев мудрее, добрее, человечнее и в конечном счете счастливее своего коллеги из «Расставаний». Не потому ли, что жизнь его согрета поздней, может быть, последней любовью? Не потому ли, что есть настоящий друг? Не потому ли, что долг, ответственность перед обществом, перед другими людьми и перед своей совестью для Карцева в отличие от Роберта Голдаева не пустые звуки?
Голдаев у Джигарханяна и Егиазарова — иной нравственный полюс. Индивидуалист до мозга костей, герой отгородил себя от всего, что не приносит денег или бесхлопотных удовольствий. И он зубами готов впиться в глотку любому, кто метает ему жить именно так. Потому что именно так живя, он счастлив.
Счастлив?
Зачем же ты, Роба, тащишься по ночной бескрайней степи, едва передвигая ноги, утопая в глубоких сугробах, пытаясь согреть уже почти не дающим тепла дыханием свои окоченевшие пальцы? Что заставило тебя, матерого кочевника, аса сибирских дорог, безрассудно ринуться в столь опасный путь, бросив машину и своего молодого напарника на произвол судьбы? Зачем рискуешь ты своей «счастливой», «благополучной» жизнью, бросая вызов безжалостной пурге, что за нужда тебе добраться до этого богом забытого поселка Корсукар, где тебя никто не ждет, где ты скорее всего никому не нужен?
Как знать…
Видео: Расставания — смотреть фильм 1984 года онлайн
Добавить комментарий