Этот фильм можно назвать демонстративно актерским. Собственно, таковой, вероятно, и должна быть современная экранизация пьесы Горького «На дне» — ведь и знаменитый мхатовский спектакль (в разных своих вариантах увековеченный на кинопленке) вошел в историю прежде всего как памятник блистательным русским актерам.
Помните? «Кареты, кареты с герба-а-ми!» — ностальгически-протяжно грассировал Качалов-Барон. «Не было этого! Н-не было!» — сердито бросала Тарасова-Настя, злорадно.сверкая глазами.
Судьбы и страсти горьковских героев бурлили на сцене…
Режиссер Юлий Карасик назвал свой фильм «Без солнца», использовав один из черновых заголовков пьесы, и распределил роли достославных босяков между талантливыми и известными актерами нашего кино и театра. Алексей Петренко в роли Сатина предстал здесь шумным, благодушным выпивохой, мир которого счастливо замкнут на вполне земных страстях большого сильного мужчины.
Барон в исполнении Иннокентия Смоктуновского трогателен и вызывает едва ли не уважение попытками сохранить в себе остатки былого благородства. На роль Актера в картину приглашен рязанский артист Виктор Приз, который создает цельный, драматичный образ человека, страдающего от несвободы. Но, пожалуй, центральной фигурой действия оказывается в фильме Васька Пепел. Владимир Гостюхин играет темпераментно и остро, обнажая в своем герое страсти предельные, разрушительные. В дуэте с Натальей Егоровой-Василисой этот персонаж заставляет нас вспомнить, что «На дне» — прежде всего драма любви, жгучая, терпкая драма, в которую вовлечены все действующие лица. Здесь и Настя (Вера Глаголева), и Наташа (Дарья Михайлова), и Лука (Михаил Глузский), и Клещ (Афанасий Кочетков), и, конечно, уже упоминавшиеся Сатин, Барон, Актер — каждый из них сыгран по-своему интересно и выразительно.
Потому еще в начале фильма исполнители ролей выстраиваются на некоей авансцене перед занавесом, напоминающим раздвижные ворота большого железного ангара,— занавес раздвигается, и знакомые, реальные артисты становятся вымышленными горьковскими персонажами. Потому время от времени из «декорации» ночлежки действие переносится «за кулисы», в современное помещение, где актеры готовятся к выходу, слушая фонограмму «спектакля» по репродуктору. Потому во время отдельных монологов актеры вдруг оказываются не в гриме и реквизитном костюме, а в обычном своем обличье.
Вполне вероятно, такого рода отступления вызовут у зрителей реакцию нетерпимую — дескать, незачем устраивать фокусы с хрестоматийным произведением. Конечно, можно было бы оспорить уместность здесь именно таких приемов, однако бесспорно общее стремление создателей уйти как раз от хрестоматийности, стереотипности восприятия пьесы «На дне», привитых нам не слишком изощренными программами школ и институтов.
А суровых ревнителей традиций успокоим: случаются и куда более произвольные кинотрактовки классики, которых не избежала и горьковская пьеса. Например, лет десять тому назад режиссер Александр Панкратов (ныне постановщик фильмов «Портрет жены художника», «Счастливая, Женька!» и «Проделки в старинном духе»), будучи студентом ВГИКа, снял по мотивам «На дне»… короткометражную рок-оперу! Переложенный на мелодии популярных ансамблей текст пьесы особенно впечатлял в устах Актера — сидя на нарах и болтая ногами в обмотках, он распевал куплеты в ритме удалого канкана: «Мой организм отравлен алкоголем, и пыль вредна здоровью моему!» В сущности, та студенческая шутка, вызвавшая немалое негодование институтской администрации, была ни чем иным, как остроумной пародией на примитивно-школярское толкование литературы.
Помимо уже описанных признаков нарочитой театрализации, здесь очевиден отказ от тщательного бытописания «дна», характерного, скажем, для исторического спектакля МХАТа; как известно, в ходе подготовки «На дне» великие русские актеры дружно посещали Хит-ров рынок, изучая подробности босяцкой жизни.
Добавить комментарий