Статься рассказывает о жанре кино «слэпстик»: откуда этот жанр появился, каковы его особенности, как он развивался, как он проявляется сейчас, кто был основателем жанра и самые яркие личности, работающие в данном жанре.
Содержание
- 1 Когда зародился жанр «слэпстик», и почему он получил такое название?
- 2 Каковы отличительные особенности кинокартин, снятых в этом жанре?
- 3 Какими были первые фильмы, снятые в жанре «слэпстик»?
- 4 Какой вклад в развитие слэпстик-кино сделал Макс Линдер?
- 5 Мак Сеннет — пионер американской короткометражной слэпстик-комедии
- 6 Жанр «слэпстик» в современном кино
- 7 Видео: трейлер к фильму «Артист»
Когда зародился жанр «слэпстик», и почему он получил такое название?
Слэпстик был очень популярен в эпоху немого кино примерно с 1895-1927 гг. Одними из создателей жанра «слэпстик» стали братья Люмьер в 1895 году — именно этот год считается датой зарождения данного жанра.
Он часто использовался в Комедии Дель Арте, а название свое получил от английского «slapstick» – объект, состоящий из двух деревянных палочек , которым пользовались цирковые клоуны. Постукивая палочками, они вызывали аплодисменты зрителей.
Каковы отличительные особенности кинокартин, снятых в этом жанре?
Одной из особенностей данного жанра является избиение героями друг друга. Артисты в комической форме бьют друг друга палками, или любыми другим предметами, дерутся, нелепо падают, шатаются и прочее, что может вызвать не жалость, а смех, благодаря своей неуклюжести и ироничности.
Например, Чаплин любил пинать сзади героев, которые выше и крупнее него, и, соответственно, попадать в ситуации, когда ему приходилось убегать от этого героя, прятаться, или продолжать комически сражаться с ним.
Какими были первые фильмы, снятые в жанре «слэпстик»?
Главный герой этого фильма — поливальщик — получал по голове струей воды, потому что маленький мальчик наступил на шланг, и когда в нем скопилась вода, поднял ногу.
Это был период, когда зарождалась немая комедия, где актеры могли пользоваться только невербальными техниками для выражения своих эмоций.
Возможно, благодаря братьям Люмьер, большинство первых комедий были французскими, а самым известным комиком в то время был Макс Линдер, которого Чарли Чаплин считал своим учителем.
Какой вклад в развитие слэпстик-кино сделал Макс Линдер?
Линдер запомнился всем своим удивительным и уникальным образом, который он создал на экране.
В то время, как остальные комики были гротескные, карикатурные, совмещали реальное и фантастическое для создания комического эффекта, Макс Линдер придумал образ смущенного денди в элегантном костюме, с тростью, темными небольшими усами и широкой улыбкой.
Комические ситуации создавались, потому что персонажи Макса Линдера были комическими: он мог опьянеть и что–то натворить, он мог влюбиться и ради этого творить сумасшедшие вещи, он был легкомысленным, и поэтому попадал в нелепые ситуации.
Смеяться над самими собой зрители любили во все времена, потому что комические ситуации, которые мы видим каждый день на улице, на работе, дома всегда смешнее смотреть со стороны.
Мак Сеннет — пионер американской короткометражной слэпстик-комедии
Американские комедии в данном жанре появились только в 1912 году с появлением Мака Сеннета – американского кинорежиссера и продюсера.
В его фильмах могли быть разные декорации: улица, булочная, магазин и так далее. Одни сменялись другими: герои в булочной забрасывали друг друга кремовым пирожным до тех пор, пока лицо не превращалось в торт, затем они перемещались на улицу, где происходила погоня и другие сцены.
Созданные ими комические полисмены, которые устраивали различные погони, появлялись потом в работах многих других режиссеров.
Если говорить про спецэффекты, то использовались все возможные варианты, которые могут сделать сцену комичнее: ускоренное движение, замедленное, повторы действий, когда герой делает одно действие, а потом, благодаря прокрутке кадров, повторяет это действие только наоборот.
Мак Сеннет в первую очередь уделял внимание действию, которое должно было постоянно сменяться одно другим. Он считал, что зрителю некогда смотреть, как играет актер, потому что зритель должен быть увлечен действием. Таково было его видение жанра «слэпстик», или как его еще называют, «эксцентрическая комедия».
Если говорить про американский кинематограф, то можно выделить четыре фамилии, на которых держалась вся американская школа слэпстика и комедии: Чаплин, Китон, Ллойд и Лэнгдон.
Жанр «слэпстик» в современном кино
Например, сегодня этот жанр использует в своей работе Джим Керри, который тоже любит невербальное выражение эмоций больше, чем вербальное. Кроме того, слэпстик можно увидеть в сериях мини-фильмов и полнометражных картинах про Мистера Бина.
Также яркий пример в стиле немого кино и жанра слэпстик в современное время: фильм «Артист», который снял в 2011 году французский режиссер Мишель Хазанавичус.
Видео: трейлер к фильму «Артист»
Добавить комментарий